06.10.2021
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Что такое ФФНР»
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) —
это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у
детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и
произношения звуков.
К этой категории
относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом!
Специалисты выделяют
несколько групп детей с данным диагнозом:
• дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных
в произношении звуков;
• дети, у которых нарушено различение большого количества звуков
из разных фонетических групп;
• дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще
не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки
из состава слова и определить их последовательность.
Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными пропусками,
искажениями и заменами звуков. Иногда ребенок может неправильно произносить
15—20 звуков.
Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией
связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых
нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным
фонетическим группам. Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой
структуре («пуговица» — «пувица», «сково-рода» — «кода»)
и звуконаполняемости слов («книга» — «нига», «мост» — «мот»).
В ходе специальных коррекционных занятий логопед
учит такого дошкольника узнавать и различать звуки родного языка, формирует их
правильные уклады, закрепляет должное произношение и различение звуков в
свободной речевой деятельности, формирует умение производить звуко-слоговой
анализ слова, что помогает ребенку в дальнейшем избежать стойких ошибок при
овладении письменной речью.
Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети
испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных
постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в
дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием.
Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для
общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения, для
успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу - для усвоения школьной
программы.
Исправить речь у ребенка можно только объединенными усилиями.
Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и
тем более на своего ребенка – без Вашей помощи исправить речь у него не
возможно.
Установите дома правильный режим дня для ребенка, чтобы он
успевал погулять и приготовить логопедические задания.
Регулярно посещайте консультации логопеда, так как,
не зная сущности работы, Вы не сможете выполнять домашние задания.
В выходные дни занимайтесь с ребенком по заданию логопеда.
Не поручайте эту работу родственникам, так как они не смогут
заменить Вас в таком трудном деле.
Помните, что постоянные упражнения помогут усвоить правильную,
ритмичную речь и развить речевую мускулатуру.
Исправить речь можно независимо от степени ее нарушения, но при
условии выполнения логопедических правил и систематических занятий.
Овладение ребенком речи успешно идет тогда, когда с ним
занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье:
• родители должны посещать консультации логопеда,
на которых он рассказывает о предупреждении и исправлении недостатков развития
речи у детей;
• просматривать стенды для родителей, где даются
рекомендации последовательной работы с ребенком над звукопроизношением и
развитием речи;
• посещать родительские собрания, на которых
педагоги и родители совместно решают текущие вопросы группы;
• в повседневном общении упражнять детей в четком произнесении
слов, в правильном использовании интонации, учить говорить достаточно громко,
не спеша;
• использовать в работе с ребенком материалы из специальной
литературы, рекомендуемой логопедом.
• Для закрепления результатов логопедической работы
ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
• Время занятий (15 - 20 мин) должно быть
закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка,
помогает усвоению учебного материала.
• Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения
ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо
выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
• При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием,
убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь
с воспитателем или логопедом.
• Подберите наглядный или игровой материал, который вам
потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить
совместно с ребенком.
• Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время
занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно
требовательны.
Не забывайте
отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.
Желаем вам успехов
в занятиях, радости в общении! Верьте в силы ребенка!
Сопереживайте,
радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним! Обучайте в игре!
Умейте выслушать
ребенка.