22.03.2019
Кинезиология - это наука о движении человеческого тела.
Дети, имеющие речевые нарушения, имеют проблемы с моторикой, координацией движения. Плохо ориентируются в пространстве. Всё это сказывается на общем физическом развитии и может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств и помогает кинезиология.
Кинезиология используется для коррекции не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Это позволяет говорить о ней, как об оригинальном способе оздоровления детей.Кинезиологические упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности, а также, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.
Под влиянием кинезиологических тренировок или гимнастики мозга, в организме происходят положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.
Цели кинезиологических занятий:
- развитие межполушарной специализации;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие комиссур (межполушарных связей);
- синхронизация работы полушарий;
- развитие мелкой моторики;
- развитие способностей;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- развитие речи;
- устранение дислексии и дисграфии;
- способствуют стрессоустойчивости организма;
- несут в себе возможность радостного творческого учения, позитивного личностного роста.
Знания и навыки, которые можно получить, используя «Гимнастику мозга»:
- упражнения позволяют сформировать у детей навыки самостоятельности;
- восстанавливать работоспособность и продуктивность;
- реализовать свой внутренний потенциал;
- формировать уверенность при публичных выступлениях
- развивать творческие способности, спортивные навыки;
- улучшить долговременную и кратковременную память,
концентрацию внимания, формирование абстрактного мышления;
- интегрировать систему «тело – интеллект», гармонизировать работу левого
и правого полушарий;
- улучшить равновесие и координацию.
Занятия можно проводить в любое время, в доброжелательной обстановке, желательно ежедневно, без пропусков. Требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять
от 5 – 10 до 20 – 35 минут в день. Каждое упражнение выполняется по 1 – 2 минуте. Упражнения можно проводить в различном порядке и сочетании.
Предлагаем вашему вниманию кинезиологические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Колечко 2». Обратные колечки - самый сложный вариант. Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая — большой и мизинец. В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно с безымянным, средним и указательным. Затем следуют движения в противоположном направлении.
«Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Лезгинка»- левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.
"Кулак - ребро - ладонь" - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ладушки - оладушки» -правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем».
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д, главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Мельница» - рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
«Зеркальное рисование».Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки.
«Замок/Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
«Зайчик – кольцо». Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую: а) пальцы - в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
Речевое сопровождение:
Прыгнул заинька с крылечка,
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое -
Блестит, словно золотое.
«Крючки». Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.
Речевое сопровождение:
Давайте, люди.
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом,
Как парус с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце,
Со всеми нами.
«Цепочка». Большой и указательные пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой - средний и т. д. В упражнении участвуют все пальчики.
Речевое сопровождение:
Хоть и вредный мухомор,
Я его не трону.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.