Логопедические сказки как средство коррекции речи детей дошкольного возраста

14.10.2021

Консультация

«Логопедические сказки

как средство коррекции речи

детей дошкольного возраста»

              Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития  детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения.

      Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы и средства развития речи. Хорошим помощником в этом направлении может стать логосказка.

      Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.

Логопедическая сказка:

·         является эффективным коррекционным средством

для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения;

·         обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному усвоению

учебного материала;

·         способствует сохранению устойчивого внимания и интереса детей на протяжении всего занятия.

           Логопедические сказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.

           Цель логопедических сказок – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

            Коррекционные задачи:

- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;

– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;

– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.

 

 

 

Виды логопедических сказок:

1.      Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику);

2.      Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки)

3.      Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки);

4.      Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий);

5.      Сказки, способствующие формированию связной речи;

6.      Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).

          Для постановки сказок подходят различные виды театров:

- пальчиковый; настольный; перчаточный, рукавичный; куклы – бибабо; куклы – марионетки; платковые куклы; штоковый театр; театр ложек.

1.Артикуляционные сказки

Сказка «Лиса и колобок» (звук Л).

Бежала лиса по лесу. Хвостиком махала. (Язык вправо – влево).

Навстречу ей колобок (надули щёки).

Лиса облизнулась (облизать широким языком верхнюю губу).Хочу такой сайт

И говорит: «Сядь, колобок, ко мне на язычок и спой свою песенку (язык чашечкой).

Колобок сел лисе на язычок, а лиса его и проглотила (убрать чашечку в рот).

 

2. Пальчиковая  сказка

Про курочку Рябу

Курочка Ряба, бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)

Били яичко и баба, и дед

Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)

Мышка-норушка мимо бежала ( «Волны»)

Яичко смахнула, оно и упало. ( «Лучики»)

Плакали горько баба и дед («Колечки»)

Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)

С тех пор уже Ряба бабе и деду  («Колечки»)

Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)

 

3.Фонетические сказки

Сказка «Прожорливые гусенички»

  Под землёй в норках жили две гусенички. Одну звали Зоя, а другую – Соня. Эти гусенички были такие обжоры. Вылезут из своих норок на поверхность земли и начинают проглатывать всё, что видят вокруг себя. Только Зоя питается всем тем, где в названиях есть звук З, а Соня – если в названиях есть звук С.

 

4. Лексико – грамматические сказки

Сказка «Спор красок».

   Между красками произошёл спор, решили выяснить, кто из них главнее. Спорили – спорили и поссорились. И стали рисовать картины только каждая своим цветом.

   Красная краска нарисовала: красный цветок, красную машину, красное колесо и мн. др.;

   Синяя краска нарисовала: синюю рубашку, синее небо, синий карандаш и мн.др.;

   Зелёная краска нарисовала: зелёный листик, зелёную траву, зелёное яблоко и мн.др.;

   Желтая краска нарисовала: жёлтое солнце, жёлтый одуванчик, жёлтое платье и мн.др.

   Посмотрел художник на эти картины и сказал: «Скучно получилось! Ведь для того, чтобы мир был разноцветным и радостным, все должны жить в дружбе и согласии.» И краски помирились.

 

5. Сказки, способствующие формированию связной речи

Сказка «Как Снеговик друзей искал».

   Наступила зима. Много снега выпало. Выбежали дети во двор. И решили снеговика слепить. Скатали из снега комки, поставили комок на комок. Воткнули вместо глаз угольки, вместо носа морковку, вместо рта – ягодки рябины. К тому времени наступил вечер и дети убежали домой. Остался снеговик один стоять. Скучно ему стало и пошёл он в лесок друзей искать… (Дети придумывают продолжение сказки).

 

6.      Сказки по обучению грамоте

Сказка «Незнайка и буквы»

   Однажды в гости к своим друзьям Львёнку, Кротику, Песику, Зайчику и Белочке пришёл Незнайка. Друзья весело играли и так расшалились, что из названий животных выпали первые буквы. Незнайка решил помочь друзьям – он вставил в названия первую букву, вот что у него получилось: Кёсик, Зелочка, Бьвёнок, Пайчик и Лротик. Звери почему-то загрустили? Почему? Давайте поможем Незнайке правильно вставить первые буквы в слова.

 

«Через сказку — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка— это ключик, с помощью которого можно открыть истоки, и они забьют животворными ключами» Сухомлинский В.А.

 

 

«Логопедические сказки как средство коррекции речи детей дошкольного возраста».docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».