14.10.2021
Консультация
«Логопедические сказки
как средство коррекции речи
детей дошкольного возраста»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения.
Для успешной работы с дошкольниками важно
подобрать эффективные методы и средства развития речи. Хорошим помощником в
этом направлении может стать логосказка.
Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и
воспитатели групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие, часть
занятия или дидактическую игру.
Логопедическая
сказка:
·
является эффективным коррекционным
средством
для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения;
·
обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным,
способствует более глубокому и прочному усвоению
учебного материала;
·
способствует сохранению устойчивого внимания и интереса детей на протяжении
всего занятия.
Логопедические сказки - это целостный педагогический процесс,
способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а
также активизации психических процессов.
Цель логопедических сказок – это всестороннее, последовательное развитие
речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования
элементов сказкотерапии.
Коррекционные задачи:
- развивать все стороны
речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
– создавать благоприятную
среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности
игровой мотивации детской речи;
– развивать психологическую
базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– осуществлять
сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно –
ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса,
создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.
Виды
логопедических сказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику);
2. Пальчиковые
(развивают мелкую моторику, графические
навыки)
3. Фонетические
(уточняют артикуляцию заданного
звука, автоматизируют, дифференцируют звуки);
4. Лексико-грамматические
(обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических
категорий);
5. Сказки,
способствующие формированию связной речи;
6. Сказки
по обучению грамоте (знакомят со
звуками и буквами).
Для постановки сказок подходят различные виды театров:
- пальчиковый; настольный; перчаточный, рукавичный; куклы – бибабо;
куклы – марионетки; платковые куклы; штоковый театр; театр ложек.
1.Артикуляционные сказки
Сказка «Лиса и колобок» (звук Л).
Бежала лиса по лесу. Хвостиком махала. (Язык
вправо – влево).
Навстречу ей колобок (надули щёки).
Лиса облизнулась (облизать широким языком
верхнюю губу).
И говорит: «Сядь, колобок, ко мне на язычок и
спой свою песенку (язык чашечкой).
Колобок сел лисе на язычок, а лиса его и
проглотила (убрать чашечку в рот).
2. Пальчиковая
сказка
Про курочку Рябу
Курочка Ряба, бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)
Мышка-норушка мимо бежала ( «Волны»)
Яичко смахнула, оно и упало. ( «Лучики»)
Плакали горько баба и дед («Колечки»)
Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)
С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)
Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)
3.Фонетические сказки
Сказка «Прожорливые гусенички»
Под
землёй в норках жили две гусенички. Одну звали Зоя, а другую – Соня. Эти
гусенички были такие обжоры. Вылезут из своих норок на поверхность земли и
начинают проглатывать всё, что видят вокруг себя. Только Зоя питается всем тем,
где в названиях есть звук З, а Соня – если в названиях есть звук С.
4. Лексико – грамматические сказки
Сказка «Спор красок».
Между
красками произошёл спор, решили выяснить, кто из них главнее. Спорили – спорили
и поссорились. И стали рисовать картины только каждая своим цветом.
Красная краска нарисовала: красный цветок, красную машину, красное
колесо и мн. др.;
Синяя
краска нарисовала: синюю рубашку, синее небо, синий карандаш и мн.др.;
Зелёная краска нарисовала: зелёный листик, зелёную траву, зелёное яблоко
и мн.др.;
Желтая краска нарисовала: жёлтое солнце, жёлтый одуванчик, жёлтое платье
и мн.др.
Посмотрел художник на эти картины и сказал: «Скучно получилось! Ведь для
того, чтобы мир был разноцветным и радостным, все должны жить в дружбе и
согласии.» И краски помирились.
5. Сказки, способствующие формированию связной
речи
Сказка «Как Снеговик друзей искал».
Наступила зима. Много снега выпало. Выбежали дети во двор. И решили
снеговика слепить. Скатали из снега комки, поставили комок на комок. Воткнули
вместо глаз угольки, вместо носа морковку, вместо рта – ягодки рябины. К тому
времени наступил вечер и дети убежали домой. Остался снеговик один стоять.
Скучно ему стало и пошёл он в лесок друзей искать… (Дети придумывают
продолжение сказки).
6.
Сказки по обучению грамоте
Сказка «Незнайка и буквы»
Однажды в гости к своим друзьям Львёнку, Кротику, Песику, Зайчику и
Белочке пришёл Незнайка. Друзья весело играли и так расшалились, что из
названий животных выпали первые буквы. Незнайка решил помочь друзьям – он
вставил в названия первую букву, вот что у него получилось: Кёсик, Зелочка,
Бьвёнок, Пайчик и Лротик. Звери почему-то загрустили? Почему? Давайте поможем
Незнайке правильно вставить первые буквы в слова.
«Через сказку — верная дорога
к сердцу ребенка. Сказка— это ключик, с помощью которого можно открыть истоки,
и они забьют животворными ключами» Сухомлинский В.А.