22.03.2019
Всем педагогам известно то состояние паники, страха и неизвестности перед процедурой аттестации. Как только нужно подавать заявление и выполнить задания и требования к аттестации, то выясняется:
— тема сформулирована не так;
— нет конкретных результатов, которые можно и нужно представить в отчете;
— нет данных по итогам различных мониторингов;
— не записаны даты проведения и названия мероприятий, конкурсов и пр.
Я хочу дать некоторые рекомендации, которые помогут педагогу более-менее «безболезненно пережить» процедуру аттестации.
1. Тему по самообразованию выбирайте заранее! Берите то направление профессиональной деятельности, которое не только актуально для ДОУ, интересно детям и родителям, но и которое получается у Вас самой (т.е., не вызывает затруднений; есть собственные практические наработки; есть литература по теме).
2. Нужно соотнести свою тему с актуальными направлениями по ФГОС и с задачами ДОУ. Это необходимо для того, чтобы Вы потом во всех отчетах и заявлениях писали об интеграции Вашей темы в образовательный процесс ДОУ и о соответствии с современными направлениями в дошкольном образовании.
3. Старайтесь использовать любую возможность, чтобы выступить по своей теме самообразования, даже если мероприятие будет не по этому направлению. Например, муниципальный семинар будет по ФЭМП, а у Вас тема по речевому развитию. Выход такой: написать выступление по интеграции образовательных областей или по развитию активной речи в процессе формирования ФЭМП. Знайте, что точки соприкосновения своей темы с любой другой темой можно найти всегда, потому что в дошкольном образовании всё взаимосвязано.
4. Не забывайте про то, что аттестовываться Вы будете не только по теме самообразования, но и по всей своей деятельности. Это значит, что нужно «проявиться» и по оздоровлению дошкольников, и по развитию личностных качеств (инициативности, самостоятельности, любознательности) и другим направлениям.
5. Сейчас большое внимание уделяется ИКТ-культуре педагога. Это значит, что должны быть публикации на педагогических сайтах, сайте своего ДОУ, желательно иметь свой сайт. Или заведите страничку ВКонтакте и переписывайтесь с родителями, вставляйте консультации и рекомендации. Для отчета перед аттестацией это будет большим плюсом.
6. Чтобы не «искать» результат своей деятельности перед самой аттестацией, заранее создайте условия, которые обеспечивают этот результат:
— разработайте пособия, конспекты НОД, информационный и наглядный материал;
— разрабатывайте проекты по теме (проекты «убивают» двух зайцев: это и конкретная работа по теме самообразования, и использование в процессе взаимодействия с детьми современных технологий, в данном случае проектной технологии);
— разработайте и проводите конкретные мероприятия с родителями и с социальными партнерами;
— записывайте все педагогические мероприятия, где не только выступали, но и те, где просто сидели и слушали. Их Вы запишите потом в тот раздел, где говорится о Вашем систематическом самообразовании.
Помните, что в результативности нужна конкретика: дата, название мероприятия или пособия, данные мониторинга. Общие фразы здесь не подойдут.