02.09.2019
Возраст 6 - 7 лет Старший
дошкольный возраст — период
познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему,
совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.
Игровая
деятельность. В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают
осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные жизненные
ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не
всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. При организации
совместных игр дети используют договор, умеют учитывать интересы других, в
некоторой степени сдерживать эмоциональные порывы. Происходит постепенный
переход от игры как ведущей деятельности к учению, может быть украшена
различными деталями. Характерной особенностью данного возрастаявляется так же развитие познавательных и мыслительных психических
процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание.
Если на протяжении дошкольного детства
преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает
развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять
и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память.
К концу дошкольного возраста происходит
развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть
ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие
мышления. К концу дошкольного возраста более
высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает
развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка
выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира,
формированию способности сравнения,
обобщения, классификации.
Развитие
воображения идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры,
неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и
впечатлений. В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный
словарный запас и развивается способность, использовать в активной речи
различные сложно грамматические конструкции.
Психическое
развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с
развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе
осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога,
одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя
и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском
коллективе сверстников. Формируется рефлексия, т. е. осознание своего
социального «я» и
возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего
новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является
соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над
мотивом «я хочу». Осознание
своего «я» и
возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает
новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной
ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже
не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти
за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в
общественно-значимой деятельности, т. е. ребенок стремится к принятию новой
социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из
важнейших итогов и особенностей личностного
и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. Успешность обучения
во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе. Что же включает
в себя психологическая готовность к школьному обучению?
Психологическая
готовность к школевключает в себя следующие компоненты:
личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию
новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта
личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности,
учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не
внешней стороной, а возможностью получать новые знания.
Личностная
готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной
сферы. К началу школьного обучения
у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная
устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной
деятельности;
Интеллектуальная
готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.
Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки,
сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец,
произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки
и зрительно-двигательная координация.
Социально-психологическая
готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств,
которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь
войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться
интересам и обычаям детской группы. К концу учебного года в подготовительной группе ребенок
должен быть развит в психологическом, социальном и физическом плане.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.03.2020
Дата обновления: 23.01.2021
Дата публикации: 02.09.2019