22.03.2019
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:
«био» — человек как биологический объект;
«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и, активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.
Движение руки подбирается под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Перед началом работы, каждому ребенку дается объяснение, что его язычок и ладонь, при выполнении артикуляционных упражнений, должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру. Известно, что игровые методики, предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребёнка. Когда дети знакомятся с новым артикуляционным упражнением, они могут сами предлагать движение руки.
Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное
положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.
Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается.
Предлагаем Вашему вниманию, следующие упражнения:
- «Фонарики». Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот;
- «Лодочка». Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой;
- «Пароход». Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.
- «Речка и рыбка». Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.
- «Деревья». Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.
- «Птичка пьёт водичку». Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими;
- «Корни». Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язык упирается в нижнюю губу. Удерживать руки и язык в таком положении на счет до пяти – десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руки, поболтать языком;
- «Птичка летит». Руки положить перед собой (ладонями вверх). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья». Помахать ими, «крылья» вверх – язык высунуть, «крылья» вниз – язык убрать;
- «Ворота». Ладони поставить на ребро, пальцы касаются друг друга – «ворота» закрыты, рот закрыт. « Ворота» открываются – рот широко открыт;
- «Колечко». Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднят вверх и прижать друг к другу, губы округлить. Вернуться в исходное положение.
- «Человечек». Указательный и средний пальцы опустить вниз, средний и безымянный прижать к ладони большими пальцами. Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног, одновременно двигая челюстями вправо, влево.